Архитектор-дизайнер Михаил Новинский, сооснователь студии MNdesign, член жюри конкурса АрхИДЕЯ-2025 в интервью главному редактору журнала «Интерьер в деталях» Ирине Пожидаевой рассказал о том, как пришел в профессию, что дает работа в проекте «Квартирный вопрос» и о том, какой же он проект мечты.
- Михаил, когда, как и почему вы решили стать дизайнером интерьеров?
- Я с детства увлекался автомобилями и собирался поступать на автомобильный дизайн. Но во второй половине 90-х годов это было бы совершенно бесперспективным, поэтому я сменил направление и поступил в «Строгановку» (сейчас это РГХПУ им. С. Г. Строганова – Прим. ред) на факультет «Интерьеры и оборудование». Понимание того, насколько классное направление я выбрал, пришло курсе на третьем, когда в предметах по истории искусств, истории интерьера, мы начали изучать современные архитектуру и интерьер. Тогда это меня полностью перевернуло и зажгло. Я даже думал получить второе высшее образование в МАРХИ, но не сложилось.
- Расскажите о ваших достижениях.
— Мне кажется, что за годы работы - с 2003 года - я поучаствовал и засветился во всех ведущих российских и ряде зарубежных конкурсов. В некоторых премиях мы становились лауреатами, к примеру Interia Awards, Modern Home Award, Лучший Интерьер, Best Interior Festival и так далее. Проекты нашей студии неоднократно публиковались в авторитетных российских и международных изданиях. В портфолио студии десятки проектов и реализованных объектов в России, странах ближнего зарубежья, Европе, Азии и США.
- Какие аспекты дизайнерской деятельности, на ваш взгляд, недооценены в наибольшей степени?
- На мой взгляд, есть некое непонимание сути профессии дизайнера и того, что эта профессиональная деятельность точно также поддается четкому регламентированию и критериям, как, к примеру, работа юриста, врача и любая другая профессия. Почему-то считается, что дизайнеру нет необходимости получать специальное образование, достаточно иметь некое творческое мышление и вкус, владеть специализированными программами и все, погнали. Это очень обесценивает профессию. На самом деле качество дизайна поддается логичной и структурированной оценке. И хороший дизайн, как правило, является продуктом сложной системы образования, которая включает в себя знание законов композиции, теории и истории искусств, начертательной геометрии и многого другого.
- Кто ваши заказчики? Как они вас находят?
- Так сложилось, что мы, в основном, занимаемся интерьерами, по большей части частными. Хотя были большие и очень крутые общественные проекты: рестораны, офисы, отели, фитнес-клубы... Мы на рынке давно, поэтому и заказчики находят нас по разным каналам, тем более что мы широко присутствуем в медиапространстве. А в узнавании мне когда-то очень помог проект «Квартирный вопрос», с которым я работаю с 2009 года.
- Расскажите, каково вести проекты в формате телепередачи?
- Во-первых, это быстрые проекты, которые реализуются от начала стройки до конца за 2,5 – 3 месяца. С проектированием и подготовкой к эфиру получается около четырех. При этом влияние условного заказчика минимизировано. Дизайнеру лишь формулируются задачи и, поскольку это ТВ шоу, программа заинтересована в ярких, выразительных проектах. Это открывает простор для творчества. Дает возможность поэкспериментировать с новыми материалами, композициями, планировками. Это отличная творческая лаборатория.
- С какими запросами к вам чаще всего обращаются?
- Люди, которые к нам приходят, хотят сделать современный интерьер с нашим авторским подходом, стилем и философией. Это не только дизайн, но еще и особый подход к проектированию и работе с заказчиком. Если коротко, то он заключается в том, что, с одной стороны, мы видим интерьер как некую объемную композицию, которую разворачиваем в пространстве, и создаем систему соподчиненных и взаимозависимых элементов с теми или иными акцентами, доминантами, паузами. С другой - работая с заказчиком, мы видим интерьер как некую материализацию его внутреннего мира, учитываем не только образ жизни, но и психологические особенности. В результате интерьер становится отражением определенных мыслей заказчика, его психологического настроя. И он становится ему очень близок. Причем это работает и с общественными интерьерами, т.к. у компаний также есть некая своя социальная философия, которую мы стремимся выразить.
- Проект мечты. Случился ли он в вашей практике?
- Идеальный проект для меня – это когда кто-то приходит и говорит: выбирай любой объект, у тебя любой бюджет и делай, что хочешь. Так не бывает. Но, конечно, за 20 лет работы были интересные объекты, близкие к понятию проекта мечты. Они получались потому, что заказчики нам доверяли, у нас были схожие эстетические предпочтения и был бюджет на его реализацию. Чем он выше, тем шире палитра возможностей, которую мы можем применять в своей работе. Уверен, проект мечты у нас еще впереди!