Дом для семьи Год постройки: 2018 Место: Марупе (Латвия) Конструкции: железобетонный каркас Фасады: клинкерный кирпич Архитектурная подсветка, интерьерные светильники – по авторским чертежам Ивана Шалмина
Дом площадью 800 м² построен на участке 0,47 га. Рядом на территории такой же площади разбит регулярный парк – тоже по проекту Ивана Шалмина. Дом в Марупе строился до «Призрака», здесь, как и в других объектах, архитектор использует приемы визуальной трансформации пространства, основанные на принципе необходимой достаточности. Здесь и игра отражений на фасаде, и размытые благодаря природе границы дома, которые остекление «впускает» внутрь, но «не выпускает» наружу; и бассейн с «твердой» водой.
.
Идея «твердой воды» была придумана 20 лет назад для проекта в Испании. Прозрачный борт бассейна возвышается над уровнем пола на 20 см, соответственно и вода оказывается выше пола. Купающиеся плывут «над землей», им лучше видно все окружение, они имеют возможность любоваться природой за окном. В ясную погоду «волшебное стекло» полностью «исчезает» – кажется, что ты находишься не в помещении, а на улице. Чаша бассейна выложена темной плиткой и подсвечена синим светом. Благодаря этому визуально бассейн становится глубже, а вокруг возникает множество красивых отражений. Ты купаешься не в воде, а в звездном небе и кронах деревьев – как в лесном озере. Переливной лоток находится рядом с прозрачным бортом, он засыпан камнем.
Есть в этом доме и несколько интересных предметов – Иван Шалмин всегда разрабатывает их специально для своих проектов. Например, светильник, напоминающий очертаниями старинный орган. Формула «Архитектура как застывшая музыка» уже давно стала избитой метафорой, но музыкальные ассоциации обязательно возникнут у каждого, кто увидит этот светильник. На террасах и в интерьерах за стеклянными стенами можно увидеть столы со светящимися ножками. Для некоторых проектов они были сделаны из прозрачного акрила, для дома в Риге – из акрила, имитирующего лед. В каждом случае Иван индивидуально подбирает размеры, чтобы они были сомасштабны пространству. Затем в зависимости от задачи выбирает материалы, чтобы опереть столешницу на «хрупкий хрусталь» или «подвесить» стол в воздухе, другими словами, сломать законы бытия предметов в пространстве.
Архитектор находится в постоянном поиске конструктивных решений, «нарушающих» законы физики. Зачем? Возводить стены, чтобы одновременно их ломать – что за странный подход? «Архитектура должна быть воздушная, она не должна сковывать», – объясняет Иван. – «Можно выстроить идеальные пропорции, все выверить по золотому сечению, но это будет скучно. Интересней создавать новую динамику пространства, правильную для каждого конкретного места – которое ты почувствовал, понял и обобщил с помощью архитектуры».
Текст - Надежда Плотникова