Тим Ильясов: «В моде - антагонизм»

95

В конце декабря 2020 года в Новосибирске с визитом побывал российский исследователь моды, преподаватель Британской высшей школы дизайна, журналист, телеведущий и спикер Тим Ильясов. Делимся с читателем деталями интересной беседы с ним…

 Как-то вы упомянули, что мода отражает состояние общества. Сегодня наше общество живет в состоянии стресса. Как это сказывается на моде?

Наша мода и без того уже несколько лет находится в состоянии кризиса. Еще в конце 2014 года было понятно, что ей нужны изменения, поскольку мода стала избыточной. Постоянные поиски новой эстетики привели к тому, что в последние пять лет к это была, скорее, антиэстетика, стиль гопников, Гоши Рубчинского, антимода… Тогда же человечество и, в первую очередь, поколение Z, задумалось об экологической катастрофе, напрямую связанной с модой. Ибо чрезмерное потребление грозит не только проблемами хорошего вкуса, но и экологическими.

А пандемия заставила нас сделать несколько открытий. Во-первых, оказалось, что люди могут пользоваться меньшим количеством одежды. Во-вторых, она нарушила все циклы производства и поставок. Недели моды не проходили в привычном виде, крупные выставки, в том числе, интерьерные, отменили. Это привело к торможению трендов, которые в последние 25 лет все быстрее сменяли друг друга. Еще в минувшем году человек понял, что можно не обновлять свой гардероб в режиме нон-стоп. На первый план вышли комфорт, индивидуальность, винтаж, а также умение пересобрать свой образ из имеющихся вещей в разных стилях – такая вот игра в разнородные вещи. 15 лет назад мы собирали их в комплект, а теперь это уже не норма моды. Сегодня актуален взрыв разнообразия, некая солянка, которая варится из разных продуктов. Бабушкины шляпы и цепи из 90-х, джинсы бойфренды и огромные рубашки, винтажные шубы и жемчуга – все это будет перемешиваться максимально актуальным образом. В моде теперь не стройность и логика, а наиболее эклектичное и максимально противопоставленное друг другу сочетание элементов.

 Изменились и требования людей к своему жилью: пересмотрены принципы его построения, на первый план вышли комфорт, личное пространство. Больше внимания стали уделять обустройству рабочего места. Что вы можете к этому добавить?

Да, основной акцент в интерьере сегодня делают на личное пространство. Хотя до недавнего времени многие люди, особенно молодые, не придавали ему особого значения. Важнее было то, как ты существуешь вовне, в социуме. И тут вдруг мы столкнулись с необходимость проводить больше времени дома. Я тоже на себе это почувствовал! Весь год занимаюсь своим интерьером – выделяю кабинет, обособляю спальную зону. Нет, у меня был отдельный кабинет, но выяснилось, что его надо обустроить, сделать более удобным, функциональным. Раньше этот вопрос не стоял так остро.

Знаете, что в России в 2020 году продавалось активнее всего? Товары для дома и интерьера, особенно в сегменте «люкс». На втором месте, как ни странно, оказались ювелирные украшения. Казалось бы, куда в них ходить? Но именно этот год показал, что многие инвестиции и ценности могут потерять свое значение. Люди стали рассматривать ювелирные изделия как инвестицию. Да, они не растут в цене. Но и не падают. Это приобретение можно рассматривать как перенос денег из финансового формата в вещественный.

То же самое происходит с предметами интерьера. В этом году неистово скакнули вверх продажи антиквариата. Считается, что это крайне удачное вложение. Антиквариат, в отличие от современной мебели – если мы не говорим про культовый дизайн и мебель как объект искусства – это инвестиция, которая всегда будет расти в цене.

Вам интересна старинная мебель?

Я в этом году уделял больше времени поискам и приобретению антиквариата. И не только я, сегодня покупка старинных предметов – это гонка на опережение. Если ты что-то нашел, надо брать здесь и сейчас. Все, что заслуживало внимания, продавалось очень быстро, буквально в течение дня. 

Каков рынок антиквариата в нашей стране? Что именно сохранилось наиболее хорошо?

Рынок в основном заполнен антиквариатом, созданным в конце XIX – начале XX века. Плюс псевдоантиквартиат, произведенный в середине XX века – это недорогая мебель в стиле Луи XV–XVI, которую массово выпускали в 50-х годах прошлого столетия французские фабрики. Ее в больших количествах привозят в Москву и Санкт-Петербург, а там продают по цене настоящего антиквариата. Я отдаю предпочтение подлинной французской мебели. Русский антиквариат тоже есть, и его достаточно много, но беда в том, что он дошел до нас в очень плохом состоянии. Я купил несколько русских предметов, но, признаюсь, это была невыгодная покупка. Прекрасная жардиньерка требовала серьезной реставрации, а это довольно затратно и долго. Конечно, у нас есть реставраторы разных уровней, и я уже могу охарактеризовать нюансы работы каждой мастерской. Там, где цены выше, постараются сохранить все детали, даже если они сломаны или сгнили. Те, чьи услуги дешевле, посоветуют заменить эту деталь новой. Я в итоге согласился заменить старую доску новой, потому что этот элемент не играл важной роли в образе жардиньерки. 

Получается, французский антиквариат дошел до наших дней в лучшем состоянии? Почему?

Да, с французской мебелью проблем почти не бывает. Я купил диваны и сразу их поставил в комнату. Через год, когда добавил гарнитур в стиле Луи XVI, перетянул их – чтобы привести все к единству. Русский антиквариат – абсолютно весь – придется сначала восстанавливать. Почему так происходит? Думаю, из-за другого отношения к вещам. В течение 70 лет мы жили с проблемой небрежного отношения к материальной культуре. Весь советский период отторгал ее как буржуазную. И тем более отторгал старые, дореволюционные материальные ценности. Когда появились «хрущевки», куда из коммуналок в центре Москвы жильцов начали расселять в отдельные квартиры, весь материальный фонд просто уничтожили. При переезде старые вещи выбрасывали. Столько мебели, как во время этих переездов, не было утрачено даже во время революции и войны! Почти весь дворцовый антиквариат ведь тоже утерян.

Жаль, мне кажется, русский антиквариат не заслуживал такой участи…

Согласен. И потому пытаюсь найти оптимальный способ сохранить историческое наследие. Так, мы с друзьями сейчас занимаемся развитием проекта с условным названием «Киборг-антиквариат». Суть его лучше пояснить на реальном примере. Я живу в доме 1912 года постройки, и время от времени обнаруживаю в нашем районе выброшенную на помойку старинную мебель. Да-да, там встречаются такие ценные вещи! Возле дома, который был предназначен к сносу, нашел как-то кресло в стиле Луи XVI. Изготовленное, скорее всего, в конце XVIII века – в нем были кованые гвозди ручной работы, которые в конце XIX – начале XX века уже не делали. У кресла был утрачен один подлокотник, также мне пришлось избавиться от обивки – она была в ужасном состоянии. То есть, остался остов с одним подлокотником. Конечно, можно было бы отправить его в реставрацию, сделать новый подлокотник, который бы не отличался от оригинала. Но мне пришла мысль сделать по-другому. Зная историю нашего района, я предположил, какой путь прошло это кресло. Оно вполне могло быть из усадьбы Морозовых, ведь это рядом. Что только ему пришлось пережить! И революцию, и НЭП, и войну, и коммуналку! Придавать креслу состояние нового мне показалось неправильным, потому что так оно лишится истории. И мы решили не восстанавливать обивку, пружины, ремни и подлокотник, а напечатать их на 3Д-принтере. Создать скелетированную версию кресла. На мой взгляд, это один из оптимальных способов сохранения исторического наследия – когда все подлинное остается, неся на себе печать времен, а утраченное обозначается с помощью3Д-принтера. И предмет возвращает свою функцию, он может жить, работать, силуэтно он выглядит так же, как изначально, но при этом ты понимаешь, где подлинное, а где новое. Пока мы дорабатываем эту концепцию, есть еще технологические задачи, которые предстоит решить. 

Какая интересная история! Наверное, такие находки нечасто случаются?

Не так часто, но это всегда такая радость… Как-то я пошел выносить мусор и обнаружил во дворе оригинальную дверь. Надо отметить, что в доме всего пара квартир осталась, где стоят старинные двери. В одной из них живем мы. Но у нас только одна подлинная ручка на межкомнатной двери, остальные – новые.  А тут я встречаю выброшенную дверь, на которой есть ручки! Не такие, как у нас, но тоже старинные. Позвонил домашним, чтобы срочно бежали ко мне с отвертками, а сам остался караулить дверь. Жаль, что мне не нужна была сама дверь, она была в прекрасном состоянии. Меня всегда огорчает, когда выкидывают старинные окна и двери. К сожалению, часто наблюдаю это в своем дворе. Он представляет собой комплекс зданий, принадлежащих одному купцу и построенных с небольшой разницей во времени. В соседнем доме долгое время сохранялось огромное окно с настоящей, исторической расстекловкой. Я любовался им, пока не пришло время капремонта. Дом признали аварийным, и вместо исторических окон поставили жуткий пластик… Это была такая трагедия для меня… Причем жильцы пытались отстоять окна, но организация, которая заведует этим процессом, поставила условие: либо ремонт по их стандартам, либо никакого ремонта вообще. Людям пришлось выбирать из двух зол меньшее. Дом действительно давно требовал основательного ремонта.

Какому стилю интерьера вы отдаете предпочтение?

Я сторонник соединения элегантного классицистического стиля эпохи Луи XVI с традиционным скандинавским комфортом. 

Мода на антагонизм в одежде наверняка найдет свое отражение и в интерьере. Каким вы его видите в ближайшем будущем?

Если говорить про интерьер, то это будет сочетание брутализма и эклектики. У вас будут бетонные стены, а на их фоне – резной буфет. И это не лофт в чистом виде, таким он встречался в конце 80-х – начале 90-х годов. Сейчас это всегда микс. Когда рядом с бетонной стеной появляется персидский ковер или ажурная мебель. А рядом – брутальный стул или каменный стол. Либо ваза из цемента. Или вообще больше ничего. Бетонные стены, один яркий минималистский предмет, еще несколько деталей – и хватит. Также сегодня активно используются деревянные отделки в духе винтажа 70-х-80-х годов. 

А что вы посоветуете сегодня вообще убрать из интерьера?

Огромный кожаный диван. Неужели их еще кто-то заказывает? Еще мне кажется, нонсенс строить интерьер вокруг телевизора. Конечно, у всех разные ценности, может, для кого-то телевизор стал центром мироздания, и мы не вправе его за это судить. Также в прошлое уходит избыточная декоративность. Она, безусловно, нужна в интерьере, даже в эклектичном пространстве я могу представить лепнину на потолке. Важно, в каком объеме она использована и как это все работает. Избыточный декор, мещанский стиль – это пережитки нулевых. 

Интересно, как быстро это придет в Сибирь…

Новосибирск – не провинция. У вас есть очень модные места, я сам там побывал. И это не только рестораны. В бутиках здания, где мы сейчас находимся (Фабричная, 39), не найти кожаных диванов с золотыми вставками, все выглядит абсолютно актуально. Мы живем в эпоху открытой информации, поэтому на моду сегодня не влияют расстояния. Откройте инстаграмм – и все, вы в курсе самых свежих тенденций. Есть другое – косность мышления. Некоторым людям трудно менять привычки. И это не зависит от географии. Да, бывает, что консервативные персонажи, которые на виду у всех, не готовы менять привычки, и это в какой-то мере влияет на остальных. Так можно смотреть на других! 

Как вы оцениваете выбор цвета на 2021 год?

Главным определяющим институтом, который влияет на выбор цвета года, по-прежнему остается институт Pantone. Они делают это уже более 50 лет. И не хаотично, а исходя из определенной идеологии. Те цвета, которые он назначает, нередко определяются не объективно, а, скорее, по необходимости. Желтый цвет, по моим наблюдениям, должен был стать цветом года в 2020 году. Все, что происходило в 2019 году в визуальной культуре, должно было привести к выбору именно этого цвета. Но тогда, в конце года казалось, что избыточно креативный, экспансивный желтый цвет не впишется в наступающий 2020-й. И выбрали мягкий, классический синий. Потому что заканчивалась грубая эпоха, необходимо было поставить точку. А что теперь? Сейчас надо дать надежду, дать миру возможность созидать, несмотря ни на что. Потому одним из цветов года стал желтый, несущий свет и созидательную творческую энергию. И, чтобы не потеряться в этом слегка истеричном творческом настрое, добавили базовый, нейтральный серый. Pantone лишь три раза за все время назначал сразу два цвета года. И это всегда был очень осмысленный выбор.

 

Понравилась статья?

Согласны или нет с автором?

Ставь лайк и делись в соцсетях, пишите комментарии.

95